Акция Архив

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2023 год стали Анатолий Ерошкин (Петрозаводск – Краснодар), Егор Перцев (г. Олонец, Республика Карелия), Николай Полотнянко (г. Ульяновск).

«Северная звезда»-2024

«Северная звезда»-2024

3 марта стартовал молодежный конкурс журнала «Север» «Северная звезда»-2024

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


"Север" № 09-10, стр. 237

Человек, построивший Карелию

Алексей КУЗЬМИН, Книжная полка


 

Алексей КУЗЬМИН

Петрозаводск

 

ЧЕЛОВЕК, ПОСТРОИВШИЙ КАРЕЛИЮ

Не приходится удивляться, когда выходят книги, посвященные известным политикам, писателям, ученым – такая биографическая литература давно пользуется прочной популярностью. Но книгу, вышедшую недавно в карельском издательстве «Периодика», можно, пожалуй, назвать уникальной. Она посвящена строителю. «Дело жизни Л.Д. Катанандова» – так она называется и вмещает в себя воспоминания многих коллег и друзей известного карельского строителя, воспоминания его сына – С.Л. Катанандова, долгое время возглавлявшего Республику Карелия, выдержки из газетных и книжных публикаций разных лет.

Памятником строителю обычно служат те здания, те промышленные и жилые объекты, которые он возвел. Пусть в большинстве случаев на этих зданиях нет табличек с именами людей, построивших их, но именно строения – лучший памятник. В этом смысле памятником Леониду Дмитриевичу Катанандову являются целые города, огромные предприятия, большие районы.

Книга рассказывает о жизни человека, благодаря усилиям которого были построены целые города в Карелии. Выпускником института приехал он в северную республику. Сергей Леонидович Катанандов, сын героя книги, вспоминает: «Сохранилось письмо, которое мне попало в руки уже после смерти родителей. В нем отец почти сразу после приезда в 1953 году в Карелию пишет матери, которая еще училась в Ленинграде: «…Люся, ты знаешь, у меня сегодня большой праздник: я первый раз за неделю поел горячей пищи…» Это чтобы иметь представление о том, как жилось в те времена. Я так понимаю, что не на что было – причем уже у работающего человека, после института».

Леонид Дмитриевич начал с работы в проектной организации. Первым его объектом стал мостик между клубом ОТЗ и Онежским тракторным заводом. Кстати, мостик этот до сих пор стоит и исправно служит.

Вообще, в карельском строительстве тогда шли большие перемены. «Характерной чертой застройки конца 1940-1950-х гг. в Петрозаводске, Кондопоге, Сегеже стал переход от деревянного домостроения к каменному. Постановлением правительства республики, начиная с 1952 г., в центре Петрозаводска было запрещено строительство деревянных жилых зданий без специального разрешения Совета Министров КФССР. Герой Социалистического Труда, бригадир Жилстройтреста К.П. Петушкова вспоминала: «Начальник управления предложил нам переучиваться на каменщиков… Работали, не жалея ни сил, ни времени, в любую погоду – и в дождь, и в стужу. Все время под открытым небом… в две, а то и в три смены… Помню, как радовалась своей первой награде. За хорошую работу мне вручили 5 кусков хозяйственного мыла. Кусок или два я отослала маме, а остальные поделила между подружками». Это еще одна иллюстрация того, в каких условиях жила страна, и, в частности, строители.

В 1960 году герой книги стал главным инженером, а затем возглавил петрозаводский Жилстройтрест, в 1965 году стал заместителем начальника Главного управления по строительству в Карельской АССР, а через три года – начальником этой структуры. Крупнейший на Северо-Западе России строительный комплекс Карелии Л.Д. Катанандов возглавлял 17 лет. Он стал руководителем Главсевзапстроя, когда эта структура только формировалась. По сути, именно Катанандов со своими коллегами формировал весь строительный комплекс республики. В те годы в столице республики строились новые жилые микрорайоны, заводы: «Петрозаводскмаш», «Авангард», «Онего», радиозавод. В Кондопоге шло мощнейшее строительство комбината и города. В Сегеже также строился ЦБК и городские кварталы. В Надвоицах шла модернизация алюминиевого завода. Была построена Костомукша.

Та Карелия, которую знали нынешние поколения, была построена Леонидом Дмитриевичем Катанандовым и его товарищами. Во многом это и сегодняшняя Карелия, поскольку в последние десятилетия такого масштабного строительства, какое велось во время Катанандова, республика не знала.

Можно было бы сказать, что, в определенном смысле, книга – это история успеха. Мы видим Леонида Дмитриевича юношей, только приступившим к работе, который и горячей еды-то каждый день не пробует. И вот перед нами – успешный руководитель огромной структуры, человек, в подчинении которого работают десятки тысяч человек. Но история успеха – лишь часть книги.

На ее страницах оживает фигура руководителя: мудрого, спокойного, но дотошного и скрупулезного. В этой связи хочется процитировать воспоминания Павла Викторовича Чернова, долгое время работавшего с Л.Д.Катанандовым: «В 1980 году меня, в 30 лет, назначают главным инженером Сегежстроя. Помню, меня вызвали к Л.Д. Катанандову… Леонид Дмитриевич и говорит:

– Вот мы подумали и решили назначить тебя главным инженером треста. Помни, что трест самый большой, работает на территории пяти районов.

А я отвечаю:

– Леонид Дмитриевич, я подумал хорошо и считаю, что я не созрел для такой работы, молод, в общем, не согласен на эту должность.

Он в упор поглядел на меня и спрашивает:

– Почему?

– Не справлюсь.

А Леонид Дмитриевич отвечает просто и спокойно:

– Не справишься – выгоним. Ты-то что потеряешь?

Ну что ответишь? Раз так, давайте попробуем…»

В один голос люди, работавшие с героем книги, рассказывают о том, как сам он не жалел времени на то, чтобы войти во все детали строительства. Так, совещания проводились по субботам с 9 утра по несколько часов. «Сам детально, скрупулезно разбирался по всем крупным объектам, вникал в суть дела детально и полностью владел ситуацией», «На чем основывались его успехи? Он дело знал. Многие, знаете, по верхам ситуацией владеют, а он глубоко вникал, понимал свою работу досконально. И аппарат подбирал себе толковый, работоспособный».

Впрочем, когда требовалось, мог и характер проявить: «Отмечу еще одну черту. Леонид Дмитриевич любил сам приехать на объект, познакомиться, проверить, как идут дела, отметит как положительные моменты, так и недостатки. И если требовалось, мог и разнос учинить… Руководитель он был жесткий, деловой», «Сейчас вспоминаю работу Главсевзапстроя и понимаю, как много было сделано Леонидом Дмитриевичем, как много от него зависело. Не боялся он и ответственность брать на себя. Иногда возникали ситуации, когда надо было идти на конфликт, стукнуть кулаком по столу. Многие начальники в такой ситуации, чтобы не портить отношений с руководством, предпочитали своего зама отправить. А он шел сам, не подставлял замов...»

Таких характеристик, показывающих деловой подход и ответственность Л.Д. Катанандова, в книге множество. И, что хочется отметить, в воспоминаниях мы видим не только руководителя, но и человека: «В Надвоицах много работали, частенько и ночевать приходилось. И как-то допоздна задержались на объекте, потом заехали в поселок и отправили водителя за продуктами в магазин. Тот сходил, купил и выносит. И вдруг мы видим: шпана, человек пять, из условно-освобожденных, которые тогда привлекались на строительство, устремились к водителю, который был довольно хлипкого телосложения, с целью сетку с продуктами отобрать (а тогда были такие сетки-авоськи с крупной ячейкой). Леонид Дмитриевич не раздумывал, тут же выскочил на них, защищая водителя. А он был крупного телосложения, да еще в ярости – те сразу отскочили…»

О периоде середины 80-х годов в Карелии в последнее время появилось несколько публикаций. Да и памятны эти годы многим. Памятны, в частности, тем, что партийным руководителем, а по сути, во главе республики стоял тогда человек властный, с нелегким характером, не терпевший возражений. Соответственно, и люди, имевшие свой взгляд и смелость этот взгляд высказывать и отстаивать, не находили с ним общего языка. Леонид Дмитриевич Катанандов покинул на несколько лет Карелию, уехал в Монголию, где, благодаря его усилиям, появился, в частности, Эрденетский молибденовый комбинат.

Последние годы Леонид Дмитриевич вновь провел в Карелии. Вышло так, что уезжал он из одной страны, а вернулся в другую. Он не смог безоговорочно принять новые условия жизни, как не смогли этого сделать миллионы россиян. Рассказ об этом времени тоже занимает немало страниц в книге. Сейчас задуматься о том времени весьма полезно, чтобы не упустить то важное, человеческое, что было в нашем обществе в прежние годы.

С одной стороны, время, о котором рассказывает книга «Дело жизни Л.Д. Катанандова», было совсем недавно и памятно нам. С другой – это уже история. Эти годы как бы отодвинулись от нас еще и потому, что жили мы в совершенно иных социально-экономических условиях. От опыта тех условий нельзя отказываться, хотя бы для того, чтобы не отказываться от дел, совершенных поколением наших родителей.

Остается добавить, что автором-составителем книги стал известный карельский журналист Алексей Макаров. В последние годы он выступил составителем, редактором, автором нескольких книг о новейшей истории Карелии, о людях, внесших большой вклад в развитие республики. Книга «Дело жизни Л.Д. Катанандова», созданная с большим уважением к герою и его деятельности, что и отличает работы Алексея Макарова, достойно продолжает этот ряд.

Завершить рассказ о книге хотелось бы цитатой из воспоминаний Сергея Леонидовича Катанандова: «Сейчас, когда страна пережила огромный экономический спад, обвал и распад советской системы, когда экономика республики находится в тяжелейшем положении, понятно, оценка работы отца и всех строителей, которые поднимали Карелию в условиях послевоенной разрухи, может быть только положительной. А если еще вспомнить, что в 50-е годы из себя представляла Карелия и какой она стала, когда он закончил свою работу и уехал в Монголию, то следует уже говорить о его персональных заслугах. Строители не только восстановили после войны республику, они фактически создали новую Карелию… Я думаю, что люди, которые с ним работали, совершили, с моей точки зрения, подвиг».

………….

Дело жизни Л.Д. Катанандова/

А. А. Макаров – Петрозаводск :

Периодика, 2014. – 304 с.

 

Назад