Акция Архив

«Северная звезда»-2024

«Северная звезда»-2024

3 марта стартовал молодежный конкурс журнала «Север» «Северная звезда»-2024

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2023 год стали Анатолий Ерошкин (Петрозаводск – Краснодар), Егор Перцев (г. Олонец, Республика Карелия), Николай Полотнянко (г. Ульяновск).

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


"Север" № 09-10, стр. 222

Зона профессионального доверия

Ольга ГЕРМАНОВА, Елена ПИЕТИЛЯЙНЕН, Интервью на заданную тему


 

Ольга ГЕРМАНОВА, Елена ПИЕТИЛЯЙНЕН

Петрозаводск

 

Зона профессионального доверия

 

– Ольга Леонидовна, Карельская региональная общественная педагогическая организация «Учитель Республики Карелия» – что это?

 

– В 1995 году в Республике Карелия был организован и проведен первый конкурс профессионального мастерства «Учитель года Карелии». Конкурс стал доброй традицией, и за эти годы в нем приняли участие более 400 педагогов со всей Карелии. Конкурс – это труд,  волнение,  испытание, вдохновение, учеба, познание самого себя,  радость открытия, встреча с интересными людьми в образовании. Те, кто прошел конкурс, не лучше и не хуже тех, кто не участвовал в конкурсе, но ОНИ другие.  В 2000 году лауреаты и победители  конкурсов «Учитель года» приняли решение о создании ассоциации «Учитель года Карелии», которую возглавила лауреат Российского конкурса «Учитель года-1996» Елена Пиетиляйнен. Символом ассоциации была выбрана пчела – трудолюбивое и жизнелюбивое насекомое, а девизом стали слова «Без гнева и пристрастия». С 2008 года организацию возглавила Германова Ольга Леонидовна, лауреат республиканского конкурса «Учитель года-2000». Деятельность ассоциации – это открытые уроки и мастер-классы в школах республики, семинары и конференции по актуальным проблемам образования, встречи с педагогами. За эти годы ассоциация побывала во многих уголках Карелии: Лахденпохья, Олонец и Тукса, Кемь и Беломорск, Рабочеостровск, Костомукша, Боровое и  Калевала,  Сегежа и Надвоицы, Пудож, Питкяранта и Салми, Сортавала, Прионежье, Пряжа,  Кондопога, Медвежьегорск и, конечно, Петрозаводск. Сколько прекрасных учителей,  педагогических коллективов мы встретили в поездках по Карелии! Такие встречи дают возможность педагогам не только обменяться опытом, получить новые знания, но в будущем педагогическим коллективам школ республики стать равноправными и эффективно взаимодействующими партнерами, успешно решать актуальные задачи образования.

Сейчас в КРОПО «Учитель Республики Карелия» зарегистрировано уже более 200 лучших представителей образования   Республики Карелия. Наше движение объединяет творческих, инициативных, современных педагогов всей Карелии. Среди членов организации – руководители муниципальных и региональных органов управления образованием, специалисты методических служб, социальные партнеры.  Каждый год организация КРОПО «Учитель Республики Карелия» пополняется новыми представителями, а вместе с новыми людьми появляются  новые идеи, строятся планы. За 15 лет мы обрели сторонников и друзей во многих городах и районах Карелии, нашли единомышленников в  Москве и Ульяновске, а также за рубежом.

 

– Образовательная среда – очень уплотненное, многолюдное пространство. Учителя, дети, родители…

Зачем ещё нужна и ассоциация учителей?

 

– Ассоциация сегодня – это зона профессионального доверия. Мы не заметили, как перешли (в силу определенных политических и управленческих шагов) от органичного доверия к учителю к доверию контрактному. Учителю доверяют только тогда, когда он дает результаты ЕГЭ и олимпиад. Это главные гаранты его, учителя, профессиональной безопасности. Остальное перестает интересовать – директора, учредителей, государство и многих родителей. Ассоциация остается площадкой для множества вызовов в профессии. Как сделать свою школу СО-временной? Как сделать свой урок СО-бытийным?(Что ох как трудно для гаджетового поколения.) Как сделать себя – интересным мудрецом, знающим секреты бытия? Школа, как организация, сегодня не дает ответов на эти вопросы для тех, кто их ищет. Профессионалы ищут на них ответы в сотрудничестве, благодаря которому каждый не просто обогащается. Это уже вчерашний день. Ассоциация нужна для того, чтобы мы вместе нашли ответы на вызовы, которые мы не можем найти в рамках своих школ. В этом ее глубинный смысл и ценность.

 

– В ассоциацию входят учителя разных поколений. Естественно, у них разные взгляды на образование и воспитание. Но ведь все познается в сравнении…

Как Вам кажется, чем отличается современное молодое поколение от своих предшественников?

 

– Разные поколения в одном объединении – это замечательно! Вспомните выражение «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Да, именно так, знаем и можем. Учимся и помогаем друг  другу во всем. Правда, о возрасте речь никогда не идет. Молодые, как известно, смелее, мобильнее, свободнее, а люди с опытом живут, наслаждаясь каждой минутой, помогая не пропустить главное и значимое в жизни.  То, что мы разные, помогает любой вопрос рассмотреть со всех сторон, услышать мнение поколений, найти правильное решение. Но стоит помнить, что всех нас объединяет одна профессия – учитель, а это значит, что все мы учимся всю жизнь. Учителю  действительно необходимо много знать и уметь, чтобы всему этому учить своих учеников, дать совет родителям, помочь коллеге. Каждый из нас знает, что ни возраст, ни одежда, ни красота, а именно умение быть интересным и профессиональным всегда привлекает тех, с кем работает или общается  учитель. Как быть интересным – вопрос всей жизни для любого учителя!

 

– Сейчас в Госдуме обсуждается закон об уголовной ответственности за оскорбление учителя не только детьми, но и родителями.

Насколько созрела необходимость принятия такого закона?

 

– Есть общий закон для граждан РФ о наказании за оскорбления, и учитель, как гражданин, в случае инцидента может защититься как личность. Принятие дублирующего закона поделит людей на учителей и других граждан РФ. Кроме того, он будет противопоставлять учителей, детей и родителей, а этот тройственный союз и так создаётся не без усилий.

Закон ГОСУДАРСТВА должен быть ЕДИНЫМ для всех, выделять категорию учителей – расписываться в своей беспомощности... А вот в Уставе ШКОЛЫ можно предусмотреть и включить раздел на эту тему с обязательным ознакомлением ВСЕХ УЧАЩИХСЯ и РОДИТЕЛЕЙ...

 

– Любая общественная организация останется живой только в случае саморазвития, какого-то внутреннего движения, которое привлекает новых союзников.

Ассоциация «Учитель Карелии» чем привлекает?

 

– Деятельность КРОПО «Учитель Республики Карелия» постоянно развивается. Наши поездки мы называем «педагогическими гастролями» и помимо любимой Карелии осваиваем зарубежные страны: Финляндия, Швеция, Норвегия, Эстония, Германия, Франция, Великобритания, Турция.  Наши гастроли – это не только увлекательные и познавательные  семинары по изучению системы образования стран, но и культурно-образовательные  поездки,  в рамках еще одного направления КРОПО «Учитель Республики Карелия»  – «Каникулы педагога». Это направление пользуется у всех представителей организации особой любовью, и это не случайно, ведь в  эти поездки вместе с нами едут наши друзья, родственники, члены семьи. Совместные семинары, поездки, праздники – это возможность искупаться в атмосфере дружбы, взаимопонимания, участия. Наши встречи выходят за рамки профессионального общения. Возможность увидеть знакомые, улыбающиеся тебе лица, испытать радость от встречи,  почувствовать поддержку, надёжное плечо,  быть понятым и принятым – это то, что делает организацию такой необходимой не только конкурсантам, но и всем творческим людям, посвятившим свою жизнь обучению и воспитанию детей.

В рамках форума 28 января 2011 года в Музее изобразительных искусств Республики Карелия состоялась  презентация  выставки профессиональных фотохудожников республики на тему  «Если бы не учителем, то тогда, наверное…». Основные цели организации выставки – популяризация образа учителя в общественном сознании и поднятие престижа учительской профессии. Выставка стала своеобразным продолжением разговора на одной из дискуссионных площадок форума «Престиж учителя. Кто и как должен его поднимать?». Тема выставки выбрана не случайно. Учителя Карелии предстали  на фотографиях в самых необычных профессиональных образах, тем самым подчёркивая мысль о том, что учитель – профессия многогранная, и что если ты хочешь воспитать настоящего маляра, врача, артиста, то важно самому  попытаться почувствовать эту профессию. Результат превзошел все ожидания. Ведь к созданию выставки были приглашены лучшие специалисты – фотографы, стилисты, визажисты и парикмахеры. Такой необычный творческий союз обогатил всех, подарив незабываемые часы творчества, счастья и, конечно, радости и восхищения для  всех, кто стал свидетелем этого чуда! Идея фотовыставки понравилась всем. И 29 апреля 2013 года в  Петрозаводске в рамках республиканского конкурса «Учитель года» прошла презентация фотовыставки «Учитель в истории». Участники проекта – учителя Петрозаводска, Пряжи, Питкяранты, Сегежи, Надвоиц, Рабочеостровска. С лучшими учителями Карелии, участниками и победителями городского и республиканского конкурса «Учитель года» разных лет вновь работала талантливая команда профессионалов. Они нашли нужные декорации, костюмы и интерьеры – от обмундирования голландского шкипера XV века до фантастических интерьеров будущего. Для участников проекта задача по перевоплощению превратилась в источник хорошего настроения и драйва. В планах у Карельской региональной общественной организации «Учитель Республики Карелия», которая все это придумала, показать выставку в других городах и даже странах.

 

– Счастливое время  – каникулы! Можно загорать, купаться, ездить в лагеря, гостить у бабушки в деревне. Но это всё о школьниках. А как же проводит лето российский учитель? Чаще всего на дачных грядках, в сельскохозяйственных проблемах, в заботах о своих детях и внуках. Иногда успеет прочитать книгу-другую, отремонтировать квартиру, написать пару-тройку рабочих программ. Но это всё об обычном педагоге. А как же проводят лето участники ассоциации учителей Карелии?

 

– Сделав всё вышеперечисленное за первую неделю отпуска, не успев получить отпускных или уже потратив их, они начинают скучать – друг без друга, без новых впечатлений, знакомств и открытий. Вооружившись картами (географической, банковской, другими), зубной щеткой, пледом, удобными кроссовками, фотоаппаратом, получив благословение родных и близких, карельские учителя отправляются в путешествие по свету.

За четыре года «пчелы» (члены ассоциации учителей Карелии) побывали в Скандинавии, Прибалтике, Франции, Англии, Турции. Летом 2013 года был проложен десятидневный маршрут по шести странам Европы: Финляндии, Швеции, Дании, Германии, Чехии, Австрии. Скажете: галопом по европам? Судите сами.

Из окна автобуса мы видели шведские скалы, ухоженные австрийские луга, утопающие в зелени лесов чешские замки, современные немецкие ветряки, а параллельно  слушали лекции о системах образования этих стран. Мы  истерли подошвы о брусчатку  узких улочек Праги, многолюдных площадей Вены. Сидели на газонах перед Рейхстагом, а потом  безуспешно искали надписи советских солдат на его стенах. Проплывая на речном трамвайчике под Карловым мостом, вдыхали свежесть Влатвы. Любуясь уютными маленькими двориками, прошли по следам бременских музыкантов.

Знакомство с новыми странами происходило и через вкус баварских сосисок и мюнхенского пива, пражской рульки, венского кофе и пирожного, немецкого штруделя и чешского домашнего лимонада.  По мостовым жаркой Вены звонко цокали копыта лошадей, на Староместской площади отсчитывали время музыкальные часы,  из колодца сказочного Бремена за умеренную плату доносились голоса животных – бродячих музыкантов, раскаленный  европейский воздух освежало прохладой журчание многочисленных фонтанов.

Мы привезли с собой перегруженные карты памяти фотоаппаратов, переполненные новыми контактами телефонные «симки» и пустые банковские карты. После этой поездки в наших домах нашлось место для картин, часов, кружек, коллекции футболок и, конечно же, магнитов, от которых изнемогают дверцы холодильников. Наши души были переполнены эмоциями и впечатлениями от увиденного, услышанного и прочувствованного. Но самое главное – мы стали ближе, роднее, появилось желание встретиться на новых маршрутах.

 

– Ольга Леонидовна, есть ли подобные ассоциации в других регионах России?

 

– В других регионах тоже существуют объединения учителей, но в виде клубов. Такая масштабная организация, как ассоциация, есть только в Карелии, и в этом заключается особая ментальность наших учителей, «изюминка» образования Карелии. Есть актив, который является оплотом нашей организации, например, Ирина Велеславова, Анна Лесковец, Людмила Пархомук, Эдуард Алёхин, Ирина Груничева, Виталий Мельников и другие неравнодушные люди. Можно считать, что в сегодняшнем разговоре в моем лице принимали участие и они.

 

– Спасибо, Ольга Леонидовна, за обстоятельный разговор. Поздравляем Вас и Ваших коллег с наступающим Днем учителя, желаем новых успехов и творческого вдохновения!

Беседовала Елена Пиетиляйнен

 

Назад