Акция Архив

ПОДПИСКА на "Север"

ПОДПИСКА на "Север"

Подписку на журнал "Север" можно оформить не только в почтовых отделениях, но и через редакцию, что намного дешевле.

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2023 год стали Анатолий Ерошкин (Петрозаводск – Краснодар), Егор Перцев (г. Олонец, Республика Карелия), Николай Полотнянко (г. Ульяновск).

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


"Север" № 05-06, стр. 236

Посланец к самому себе

Наталья МЕЛЁХИНА, Книжная полка


Наталья МЕЛЕХИНА

г. Вологда

 

ПОСЛАНЕЦ К САМОМУ СЕБЕ

 

Литературу принято делить на детскую и взрослую, но помимо этой градации существуют еще и произведения, рассчитанные в первую очередь на молодого читателя. Повесть Вениамина Слепкова «Посланец Вселенной», опубликованная в журнале «Север» (№11-12 за 2012 год и №1-2 за 2013 год), относится к этой редкой и ценной категории.

Юноши и девушки в возрасте от 18 и примерно до 25 лет формально, с точки зрения закона, уже не дети и даже не подростки, однако реально считать их взрослыми в полном смысле этого слова тоже не получается. Представители этой возрастной группы находятся в самом начале долгого пути социализации. Они только учатся принимать на себя общественные роли – в профессии, семье, гражданской сфере и т.д.

Вот и у Вениамина Слепкова главный герой повести – молодой верстальщик Толя Игнатьев – ищет свое место в социуме. Он рохля и неудачник, к тому же страдающий лишним весом. Толя трудится в рекламной «газетке». Именно так: не в газете, а в «газетке». С помощью уменьшительно-ласкательного суффикса автор в иронической форме сразу дает понять масштаб и значимость этого издания для жизни города. Работа Игнатьева – сплошная рутина, но вдруг у него появляется выбор: терпеть придирки начальства или нет? Выбрав отрицательный ответ на этот вопрос, Толя неожиданно сделал куда более важный шаг, чем предполагал.

Он выразил протест не только против конкретных придирок конкретного руководителя, но и против укоренившегося порядка вещей в целом. Как в известной шутке, этот порядок можно определить формулой: «Я начальник – ты дурак». Отказавшись принять на себя роль «дурака», бросив вызов системе, при которой руководитель всесилен, а сотрудник бесправен, Толя постепенно меняет свою жизнь. Он находит более интересную работу, худеет и учится верить в себя. В этом Толе помогает вымышленный персонаж – Посланец Вселенной, с которым герой советуется по поводу своих дел, мыслей и, конечно, чувств. Толя влюбляется сразу в двух девушек и вновь выбирает – на этот раз подругу жизни: бойкая красавица журналистка Ксюша или скромница Люба?

Автор показывает, что именно умение выбирать, принимать решения отличает взрослого человека от «почти взрослого». Игнатьев проходит путь любого молодого мужчины – это путь профессиональной самореализации, осознания себя как гражданина, понимания своего долга мужчины как защитника семьи и т.д. Вместе с «Посланцем Вселенной» пройдут этот путь и молодые читатели.

Очень интересен сам образ вымышленного «консультанта». Природа этого персонажа двойственная. С одной стороны – он общается с Толей, влияет на принимаемые им решения и т.д., то есть является самостоятельным действующим лицом. С другой – Посланец Вселенной появляется лишь тогда, когда сам Толя испытывает необходимость в его советах. Учитель – это часть внутреннего мира Толи Игнатьева, причем одновременно и сам Толя – часть Вселенной. Так символически показана социализация молодого человека – становясь частью некоего сообщества, каждый несет это сообщество в самом себе. Вот как объясняет Толе этот непростой момент его Учитель: «Я – обычный проводник. Ты можешь по своему желанию связываться со Вселенной, пользуясь ее разумом, который включает в себя и твои знания».

Следующий спорный вопрос – о реальности Посланца Вселенной. Для читателя книги – это однозначно персонаж, вымышленный писателем Вениамином Слепковым. Но как быть с Толей Игнатьевым? По отношению к главному герою во внутреннем мире произведения расценивать ли Посланца Вселенной как фантастическое «создание» или как реальное? Этот момент заставляет вспомнить знаменитую сцену из романа Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти». Юный волшебник, после того как его убил Волан де Морт, попадает на вокзал Кинг-Кросс, где встречается с покойным Дамблдором. Их беседа завершается многозначным диалогом:

«– Скажите мне напоследок, – сказал Гарри, – это все правда? Или это происходит у меня в голове?

   Дамблдор улыбнулся ему сияющей улыбкой, и голос его прозвучал в ушах Гарри громко и отчетливо, хотя светлый туман уже окутывал фигуру старика, размывая очертания.

– Конечно, это происходит у тебя в голове, Гарри, но кто сказал тебе, что поэтому оно не должно быть правдой?»

Возможно, Посланец Вселенной существует только «в голове» у Толи Игнатьева, но это не значит, что он не реален для главного героя, поскольку реален сам Толя, а Посланец Вселенной является частью его внутреннего мира. 

Книга Вениамина Слепкова интересна еще и тем, что в ней весьма достоверно описаны журналистские будни, что редко встречается как в литературе, так и в кино (обычно этой профессии либо придают романтический ореол, либо относятся к ней откровенно враждебно). Глазами Толи мы видим политические дрязги, в которых вынужденно участвуют СМИ. И снова проблема выбора – деньги или честь? И хотя Толя не корреспондент, а верстальщик, ему тоже предстоит найти ответ на этот вопрос для себя лично и тем самым примерить на себя сложную социальную роль гражданина. 

В появлении таких «молодежных» произведений, как «Посланец Вселенной», сейчас заинтересованы государственные органы, издательства, литературные журналы, поскольку это редкая категория книг. Именно поэтому в данный момент активно растет число литературных конкурсов для авторов, пишущих о проблемах молодых читателей. Повесть Вениамина Слепкова вполне могла бы бороться за награды этих творческих состязаний. 

Назад