Акция Архив

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2023 год стали Анатолий Ерошкин (Петрозаводск – Краснодар), Егор Перцев (г. Олонец, Республика Карелия), Николай Полотнянко (г. Ульяновск).

ПОДПИСКА на "Север"

ПОДПИСКА на "Север"

Подписку на журнал "Север" можно оформить не только в почтовых отделениях, но и через редакцию, что намного дешевле.

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


"Север" № 07-08, стр. 197

Сказки для чтения под абажуром

Юрий ИОФФЕ, МОНПАНСЬЕ


Юрий ИОФФЕ

г. Петрозаводск

 

Сказки для чтения под абажуром

 

КАК НА СВЕТЕ ПОЯВИЛИСЬ СНЫ

Однажды Луна, которая была весьма умна и наблюдательна, проснулась поздно вечером в печальном настроении.

В последнее время Луну одолевали грустные мысли, и потому печаль ее была вполне понятна. Луна уже давно заметила, что все, кто живет на небе, были чем-то заняты и кому-то нужны. Солнце грело и освещало Землю. По свету звезд люди ориентировались и находили верный путь. Планеты нужны были людям для того, чтобы узнать, существует ли на них жизнь. И только Луна никак не могла понять, зачем же она нужна.

«От меня так мало света, и он появляется только ночью, когда люди уже спят, – размышляла Луна. – Зачем же тогда мой свет людям? И зачем я вообще существую? Для чего я нужна?» – задавала себе горькие вопросы Луна изо дня в день и никак не могла найти на них ответы. А ведь когда не можешь найти ответа на вопрос, то чувствуешь грусть.

И вот в этот вечер Луне стало совсем неуютно от ощущения своей ненужности и бесполезности. Соседняя звезда, которая жила неподалеку от Луны, увидела, что Луна как-то особенно печальна, и спросила ее: «Что с тобой, Луна? Почему ты грустишь?» И Луна рассказала ей обо всех своих переживаниях. «М-да…» – задумчиво произнесла звезда.

Но нужно вам сказать, что эта звезда тоже была весьма умна и наблюдательна. Она вспомнила, как Солнце рассказывало другим планетам на небе о том, что на Земле живут люди и что благодаря солнечному свету люди могут все видеть. А еще Солнце говорило, что когда оно ложится спать, то люди тоже ложатся спать вместе с Солнцем.

«Слушай, – сказала звезда Луне, – а ведь ночью люди спят и ничего не видят, потому что Солнце тоже спит. Я думаю, людям очень невесело ночью, ведь они чувствуют, что вокруг них пустота и одиночество. Они, наверно, сильно печалятся, так же, как и ты. Знаешь, кажется, я придумала, как помочь людям и тебе», – вдруг повеселев, сказала звезда.

«Как?» – спросила Луна. «А ты придумывай разные цветные картинки и всякие необычные истории и посылай их на Землю. Когда люди будут спать, то во время сна они будут видеть твои картинки и истории, и им будет не так одиноко».

«Здорово ты придумала!» – восторженно воскликнула Луна.

И Луна стала придумывать всякие невероятные истории, разные цветные картинки и посылать их людям. Люди смотрели их во сне, а утром, проснувшись, несказанно изумлялись тому, что они видели ночью. Вот так на свете и появились сны.

 

ПРО ЛУНУ И ТЕМНЫЕ ТУЧИ

После того как Луна узнала, для чего она нужна на этом свете, ее жизнь сразу же переменилась. Теперь Луна каждую ночь сочиняла всякие невероятные истории, придумывала картинки, одна необычней другой, и посылала их людям в виде снов. От этого жизнь Луны стала чрезвычайно увлекательной и радостной, ведь ничто не может быть лучше, чем когда ты кому-нибудь нужен.

Но, как вы уже знаете, Луна была очень наблюдательна и вскоре заметила, что ночи на самом деле отличаются друг от друга. Одни ночи были такие ясные и прозрачные, что Луна могла видеть все-все на Земле. Один раз она даже увидела, как сонная ворона летела к себе домой, неся в клюве маленький блестящий фантик от шоколадной конфеты, которую съел, наверно, какой-нибудь маленький мальчик, а потом бросил фантик прямо на землю.

А в другой раз Луна смогла разглядеть блестящие глаза маленького тюлененка-нерпы, который с чрезвычайно большим любопытством смотрел на Луну, высунув свой мокрый нос из воды большого-большого северного озера. В общем, когда ночи были ясные, то Луна не сомневалась, что ее сны попадали к людям.

Но бывали ночи, когда небо закрывалось облачками, и тогда Луна видела не всю Землю. Однако это не внушало ей особого беспокойства, потому что облака были такие легкие и пушистые и они так быстро улетали дальше, что Земля все равно была видна в промежутках между ними, и потому лунные сны достигали людей без особых проблем.

Однако Луне встречались и такие ночи, когда все небо закрывалось тяжелыми, неповоротливыми и очень толстыми тучами. Эти тучи были угрюмы, они медленно ползли, плотно закрывая собой Землю, что вызывало у Луны большое беспокойство. «Как мои сны попадут к людям, если тучи совсем закрывают от меня Землю?» – расстроившись, думала Луна в такие ночи.

Она даже пыталась заговорить с тучами, чтобы спросить, не могли бы тучи оказать любезность и пропустить лунные сны к людям, но тучи были безмолвны и не отвечали Луне, медленно и лениво проплывая внизу.

Луна вновь опечалилась. Уже наступила осень, и тучи появлялись по ночам все чаще и чаще, а ясные ночи были все реже и реже.

«Как там люди живут на Земле без моих снов?» – беспокоилась Луна. И вот однажды ранним утром Луна немного замешкалась, перед тем как лечь спать, и случайно встретила Солнце, которое уже встало и посылало первые яркие лучи на Землю.

«Привет, Луна! Как поживаешь?» – весело спросило Солнце. «Спасибо, неплохо, – ответила Луна и, чуть помедлив, добавила: – Правда, есть тут у меня одно беспокойство». «Что же тебя беспокоит?» – спросило Солнце. И Луна рассказала Солнцу про свои сомнения о том, как лунные сны попадают к людям в ненастные ночи.

«Ты напрасно переживаешь, – весело ответило Солнце. – Буквально накануне я случайно услыхало, как один маленький мальчик, живущий в одном северном городе на берегу большого-большого озера, рассказывал утром своей маме про свой сон, который он видел ночью. А ведь прошлой ночью тучи совсем закрыли от нас Землю. Вспомни-ка!»

«Верно! – воскликнула Луна. – Прошлой ночью я совсем не видела Землю и очень печалилась по этому поводу. Значит, тучи пропускают людям мои сны!» – догадалась Луна. А про себя подумала: «Выходит, хоть тучи мрачные и молчаливые, но они не такие уж недобрые, как мне казалось. Значит, внешнее впечатление бывает обманчиво». Но вслух ничего не сказала. Ведь она была очень сдержанной и воспитанной Луной.

 

КАК ЛУНА И НЕРПА ИГРАЛИ В ПРЯТКИ

Однажды вечером, когда темнота уже окутала землю, но ночь все еще была в пути и потому не хотелось спать, маленькая нерпа решила прогуляться по большому северному озеру, в котором она жила.

Лежа на спине, она неторопливо плыла по неподвижной глади залива и смотрела в небо. Небо всегда интересовало нерпу, ведь оно было очень большим и таким глубоким, что в нем даже не было видно дна. И оттого небо казалось огромным-преогромным, как озеро, в котором жила нерпа, но только гораздо больше.

Но вдруг на небе появилась большая белая Луна. Луна только что проснулась и теперь молча смотрела вниз на землю, рассматривая ее темную поверхность. Внезапно Луна увидела внизу большое озеро, а в нем – большой белый шар, который ярко светился.

«Что это такое? – подумала Луна про себя. – Я никогда не видела этот шар раньше». Нужно сказать, что Луна была еще очень молода, ведь она совсем недавно появилась на свет и потому еще многого не знала.

Нерпа тоже была молода, и потому она тоже раньше никогда не встречалась с Луной. «Что это за красивый белый шар на небе?» – подумала про себя нерпа. Так они и плыли друг против друга и размышляли о большом белом шаре, который им ярко светил.

Внезапно  веселое  облачко  решило  поиграть и закрыло Луну от Земли. Шар исчез. Луна и нерпа, слегка опешив, замерли в недоумении: «Что же случилось? Куда оно исчезло?» Но облачко поплыло дальше, и Луна вновь появилась на небе. «Ах, вот ты где! Зачем же ты спряталось от меня?» – одновременно прошептали Луна и нерпа, завороженно глядя на белый шар.

Шар молча плыл перед их глазами и ничего не говорил. Но вот другое веселое облачко тоже решило поиграть и вновь закрыло Луну от Земли. «Ты опять пропало?» – с удивлением подумали нерпа и Луна. Но спустя мгновение и это облачко уплыло, а шар как ни в чем не бывало вновь появился перед их взором, как будто он и не исчезал. «А-а-а-а. Это ты решило с нами поиграть в прятки!» – догадались нерпа с Луной и сразу повеселели.

И вот так весь вечер маленькая нерпа и Луна весело играли в прятки: маленькая нерпа играла с Луной, а Луна – сама с собой. Но потом на небе появились звезды, на землю спустилась ночь, и маленькая нерпа решила пойти спать. «Спокойной ночи!» – сказала она Луне. Но Луна не ответила. Ведь она еще ничего не знала про маленькую нерпу, живущую в озере.

И Луна всю ночь весело играла сама с собой в прятки до самого утра. А утром на небо вышло Солнце, и Луна отправилась спать, чтобы во сне увидеть, как она с большим белым шаром играла в прятки.  

 

КАК НА СВЕТЕ ПОЯВИЛСЯ ТУМАН

Давным-давно, когда все еще только-только появлялось на Земле и когда кроме Солнца, Луны, звезд и облаков больше ничего не было, вдруг однажды произошло неожиданное событие: одно большое белое облако простудилось.

Ну да, простудилось! А что тут удивительного? Вы думаете, что если вы чихаете, кашляете и если у вас саднит в горле, повышается температура, то никто другой не может тоже простудиться? Не-е-ет. Другие, представьте себе, тоже очень даже легко простужаются. И даже облака порой подхватывают простуду. Но это только сейчас известно всем ученым на Земле о том, что облака простужаются, а в те давние времена, когда еще ничего не было, о простудах у облаков никто и понятия не имел.

Итак, как я уже вам говорил, одно большое белое облако вдруг внезапно простудилось. Как это с ним произошло, теперь уже никто не помнит, но то, что облако заболело – не подлежит никакому сомнению. У него вдруг нудно запершило в горле, потом стала болеть голова, затем оно стало шмыгать и хлюпать носом, потом его стало слегка знобить, и в результате настроение у нашего облака резко испортилось. А когда настроение портится, то лицо обычно становится хмурым и неприветливым. Вот и у облака тоже лицо стало хмурым и неприветливым.

И до того оно стало хмурым, что даже потемнело, а из глаз потекли слезы… быстро-быстро-быстро. Вот так и возник самый первый дождь на Земле. Но слезы горю обычно мало помогают, а выздоровлению – тем более. Короче говоря, самочувствие нашего облака никак не улучшалось.

Видя такое печальное положение дел, Солнце решило помочь больному облаку.

«Послушай, уважаемое облако, – сказало Солнце. – А не попробовать ли тебе выпить чашечку горячего чая с лимоном и малиновым вареньем? Мне кажется, что большая чашка душистого чая придаст тебе сил. А простуда, почувствовав в тебе силу, испугается и отступит. Давай попробуем, а?» – улыбнувшись, добавило Солнце. «Давай попробуем, уважаемое Солнце», – ответило облако, поскольку что еще можно ответить, когда ты болен.

И вот наше облако взяло большущую чашку горячего чая, добавило кусочек лимона и несколько больших ложек самого вкусного на Земле малинового варенья и стало потихонечку пить. Но поскольку чай был очень горячий, а облако из-за болезни было очень холодным, то из его рта повалил густой белый пар, который стал быстро опускаться на Землю, делая все вокруг невидимым и совсем-совсем белым. Вот так и появился на Земле самый первый туман.

И теперь, когда вы видите, как туман вдруг опустился на Землю, так знайте, что это облако лечится от простуды, неторопливо потягивая горячий чай с лимоном и малиновым вареньем.

 

ПРО ГОЛУБЯ, ГОРОД И РАДУГУ

В одном не очень большом, но и не очень маленьком городе, расположенном на севере одной не очень большой, но и не очень маленькой страны, жил голубь. Он жил на крыше дома, который стоял на самом высоком месте города, и оттуда было видно все вокруг. Звали этого голубя Гуль.

Жизнь Гуля ничем не отличалась от жизни сотен тысяч других голубей. Весь день Гуль летал по городу в поисках еды, искал в земле или на асфальте хлебные крошки и зернышки, громко переговаривался с такими же, как и он сам, голубями, купался в лужах, а во время дождя прятался под крышами домов или под скамейками в тихих городских парках. Короче говоря, день его протекал в обычной суете и заботах.

А вечерами Гуль очень любил посидеть перед сном на самом краешке своей крыши и понаблюдать за тем, как потихоньку уходит день и на его место приходит ночь. Ему нравилось смотреть на светящиеся окна, которые поочередно зажигались то там, то тут, словно маленькие светлячки. Он любил наблюдать за извивающимися яркими цепочками движущихся огоньков зажженных фар машин, что спешили к своим домам, чтобы успеть привезти людей до наступления ночи.

А потом Гуль поднимал голову вверх и смотрел на мерцание звезд на небе, большую желтую Луну, и ему казалось, что звезды – это маленькие-маленькие детишки, а Луна – это их мама, и вот они вышли погулять на небо, а он сидит на самом краешке своей крыши и тихонько смотрит на них…

И вдоволь насмотревшись на город внизу и на Луну и звезды на небе, Гуль шел спать в свою каморку у чердачного окна. Ночью он видел сны, в которых огоньки на земле и звезды на небе соединялись вместе в один большой таинственный мерцающий круг, а большая желтая Луна смотрела на этот светящийся хоровод, на Гуля и мягко улыбалась.

В этом году зима в городе выдалась особенно холодная и снежная, и оттого Гулю нелегко было добывать себе еду. Постоянно падающий снег быстро прятал под собой те места, где еще можно было поживиться хлебными крошками. Единственным спасением от жуткого холода была теплая труба на чердаке дома, куда Гуль перебрался на зиму и у стенки которой он соорудил свою зимнюю квартирку.

Однажды февральским воскресным утром Гуль, как обычно, сидел на краю крыши и смотрел на город. День выдался очень холодный, на улице почти не было людей, а над городом медленно поднимался вверх густой белый дым. Дым закрывал небо, и оттого оно казалось нечетким, будто размытым. Солнце распластанным бледно-розовым пятном висело над городом. Гуль весь сжался в комочек и не двигался, и лишь его глаза смотрели, не мигая, на замерзший город.

Внезапно он посмотрел на небо и увидел три небольшие дуги, которые окаймляли Солнце сверху, опускаясь своими концами к земле, немного не доходя до нее. Дуги были бледные, но все же можно было различить их цвета: красный, зеленый, а между ними едва видимая полоска бледно-желтого цвета.

Гуль смотрел на эту дугу и никак не мог понять, что же это такое. «Радуга! – внезапно догадался он. – Зимняя радуга!» Он закрыл глаза… и неожиданно перед ним предстал теплый мокрый асфальт, голубое чистое небо, огромное Солнце и высокая разноцветная яркая радуга на небе, мягко опирающаяся двумя своими концами о Землю.

Гуль открыл глаза и снова увидел размытую, едва различимую на небе бледную цветную дугу. Он вновь закрыл глаза, и опять яркая цветная радуга возникла прямо перед ним. «Скоро будет лето», – прошептал про себя Гуль. И внезапно ему стало тепло и уютно. «Скоро будет лето», – думал Гуль, и воскресное утро уже перестало ему казаться таким холодным и неприветливым.

Он сидел на краешке своей крыши, смотрел на радугу и улыбался.

Назад